Как стать самозанятым?
Самозанятость — это особый налоговый режим для людей, которые получают доходы от личной трудовой деятельности на территории России.
Эксперимент по введению налогового режима для людей, которые работают на себя, начался в 2019 году в нескольких регионах России. Его главная цель — вывести из тени тех, кто получает доходы, но не платит налоги в государственный бюджет.
По данным ФНС, самозанятые в России в основном работают таксистами, занимаются доставкой товаров, сдают квартиры в аренду, оказывают ремонтные и маркетинговые услуги, продают продукцию собственного производства. Список возможных профессий для самозанятых достаточно широк: это репетиторы, переводчики, фотографы, сантехники, мастера маникюра, тренеры, копирайтеры и другие специалисты.
Самозанятые платят налог на профессиональный доход (НПД) - 4%, если доход получен от физического лица; 6%, если оплата поступила от юридического лица или индивидуального предпринимателя и не перечисляют налог на прибыль или на доходы физических лиц (НДФЛ). Размер налога вычисляется автоматически. Ставки не повысятся до 2028 года. Платить налог на профессиональный доход в России разрешено гражданам стран Евразийского экономического союза (Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия). Для этого нужно оформить российский ИНН.
Для того, чтобы стать самозанятым, необходимо направить в налоговый орган заполненное уведомление установленной формы об осуществлении такой деятельности. Аналогичный документ требуется представить в налоговую инспекцию и в том случае, если указанная деятельность физическим лицом более не осуществляется. Форма данного документа утверждена приказом ФНС России от 31.03.2017 № ММВ-7-14/270@.
Чтобы зарегистрироваться как самозанятый, гражданину необходимо указать в уведомлении:
- ИНН (при наличии);
- код налогового органа, в который направляется уведомление;
- вид деятельности (в соответствии с НК или региональным законом);
- Ф.И.О. заявителя;
- его пол и дату рождения;
- реквизиты удостоверяющего личность документа (для граждан РФ — общегражданский паспорт);
- адрес места жительства или пребывания в стране;
- реквизиты регионального закона и виды деятельности в соответствии с ним, если осуществляемая деятельность не установлена НК;
- дату составления документа и подпись.
Зарегистрировать статус плательщика НПД могут физические лица с 16 лет или с 14 лет, если у подростка есть разрешение родителей или он признан полностью дееспособным.
Самозанятыми могут быть налоговые нерезиденты (граждане России, находящиеся за рубежом более 183 дней в течение года), которые продолжают работать с российскими заказчиками.
Получить статус самозанятого можно через приложение «Мой налог» и его веб-версию на сайте ФНС, портал «Госуслуги» или приложение банка. Процедура оформления во всех случаях дистанционная.
Непосредственно через личный кабинет налогоплательщика — физического лица регистрация самозанятых граждан в настоящее время не реализована. Однако наличие доступа в кабинет облегчает доступ к приложению «Мой налог» и регистрации в нем:
1.Установите программу на любое доступное устройство.
2.Введите действующий номер телефона.
3.Выберите субъект РФ из предлагаемого перечня.
4.Введите ИНН и пароль для доступа в личный кабинет налогоплательщика.
5.Придумайте и введите ПИН-код для дальнейшего доступа в приложение.
В этом случае паспорт не требуется, как и фотография заявителя.
Через сайт «Госуслуги»:
1.Зайдите на портал под своей учетной записью и перейдите во вкладку «Регистрация в качестве самозанятого».
2.Подтвердите данные паспорта и ИНН.
3.Заполните анкету.
4.Отправьте заявление.
5.Ответ от налоговой придет в течение пяти рабочих дней, после чего в личном кабинете на «Госуслугах» вы получите уведомление.
Через мобильное приложения «Сбербанк Онлайн»:
1.Скачайте приложение на мобильное устройство и войдите в него (для клиентов Сбербанка).
2.Перейдите на вкладку «Платежи».
3.В категории «Госуслуги» выберите сервис «Свое дело».
4.Пройдите регистрацию, следуя подсказкам приложения.
Этот способ регистрации удобнее и быстрее, потому что не нужно сканировать и прикреплять документы: у банка уже есть необходимые данные, с вашего согласия он отправит их в налоговую.
Перечень всех организаций, которые предоставляют услуги по регистрации, есть на сайте ФНС.